Всемирный день безопасности пациентов отмечается 17 сентября. Он был учрежден семьдесят второй сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2019 г. принятием резолюции WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов».
Основная его цель – обратить внимание мирового сообщества на улучшение качества оказания медицинской помощи, разработка методов, которые позволят снизить до минимума негативное влияние на здоровье пациентов.
Каждый год в преддверии праздника Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выбирает тему, которая станет лозунгом и призывом к действию на ближайшие 365 дней. В 2023 году в качестве признания центральной роли пациентов, их родственников и лиц, осуществляющих уход, в обеспечении эффективности лечебно-диагностического процесса Всемирный день безопасности пациентов посвящен теме «Повышение роли пациентов в безопасном оказании медицинской помощи».
Своим лозунгом «Больше внимания мнению пациентов!» ВОЗ призывает все заинтересованные стороны принимать необходимые меры к тому, чтобы пациенты вовлекались в разработку мер политики, были представлены в государственных структурах, участвовали в совместной разработке стратегий безопасности и становились активными партнерами обеспечения их лечения и ухода за ними.
Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2023 г.
- Повысить осведомленность мирового сообщества о необходимости активного взаимодействия с пациентами и членами их семей во всех видах медицинских учреждений любого уровня в целях повышения безопасности пациентов
- Привлечь директивные органы, лидеров здравоохранения, медицинских и социальных работников, объединения пациентов, организации гражданского общества и другие заинтересованные стороны к усилиям, призванным стимулировать участие пациентов и членов их семей в реализации политики и практики в области обеспечения безопасности медицинской помощи
- Расширить возможности пациентов и членов их семей для активного участия в процессе оказания медицинской помощи и работе по повышению безопасности услуг здравоохранения
- Побудить всех партнеров к принятию безотлагательных мер для вовлечения пациентов и членов их семей в процесс оказания медицинской помощи в соответствии с Глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021–2030 гг.
Вовлечение пациентов и членов их семей является одной из основных стратегий по снижению риска осложнений и повышению безопасности в процессе медицинского обслуживания. При этом очень важно, чтобы пациенты становились активными партнерами медицинских специалистов при оказании им необходимой помощи.
Отношения между врачом и пациентом являются центральной частью здравоохранения и медицинской практики. Они должны строиться на доверии, уважении, общении и взаимопонимании, что позволяет обеспечить высокое качество медицинского обслуживания пациента и оптимальное функционирование врача.
Культура безопасности пациента.
Для повышения уровня здоровья и эффективности лечебно-диагностических процедур, профилактики осложнений разработаны рекомендации для населения, так как каждый из нас является потенциальным пациентом.
-
- Помните, что основа вашего здоровья и благополучия – это профилактика заболеваний, которая включает в себя целый спектр мероприятий: отказ от курения и злоупотребления алкоголем, поддержание нормального веса, правильное питание, двигательная активность, укрепление иммунной системы (достаточный сон, использование БАДов, в том числе витамина Д3, минералов), соблюдение правил гигиены.
- Старайтесь своевременно обращаться за медицинской помощью, чтобы не упустить время и не перевести проблему в хроническую.
- При посещении врача давайте полную и точную информацию о своем здоровье и о возникших проблемах – это важно для постановки правильного диагноза.
- Не стесняйтесь задавать вопросы, если вы пациент или родственник/законный представитель, чтобы получить больше информации о заболевании, ее причинах и течении, о профилактике осложнений и правильной тактике при возникающих проблемах.
- Информируйте медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья или здоровья подопечного при получении медицинской помощи.
- Узнайте мнение другого специалиста, если нужно иметь больше информации для принятия решения о своем здоровье, и не забудьте обсудить это с вашим лечащим врачом.
- Ведите себя вежливо и тактично. Помните, что грубое поведение может негативно сказаться на результатах лечения. Проведенные исследования показали, что у персонала, который сталкивался с грубым поведением пациентов или их родственников или был свидетелем этого, снижалась способность эффективно выполнять некоторые из своих более простых задач и процедур.