На базе консультативно-поликлинического отделения ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» организовано оказание медицинской помощи пациентам в возрасте с 18 месяцев до 18 лет с признаками расстройства аутистического спектра (далее — РАС).
РАС представляют собой целую группу различных состояний. Для всех из них характерны те или иные трудности с социальным взаимодействием и общением. Пациентам с РАС свойственны нетипичные модели действий и поведения, например трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и нестандартные реакции на внешние стимулы.
В международной классификации болезней десятого пересмотра имеется целый ряд психических расстройств относящихся к РАС:
F84 Общие расстройства психологического развития
F84.0 Детский аутизм
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Ретта
F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями
F84.5 Синдром Аспергера
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития неуточненное.
На наличие РАС у ребенка могут натолкнуть следующие признаки:
- первые проявления раннего детского аутизма обнаруживаются еще в грудном возрасте в виде отсутствия «комплекса оживления» при контакте с матерью или другими близкими, свойственного здоровым младенцам;
- характерным признаком является уклонение от взгляда, т.е. отсутствие контакта «глаза в глаза»;
- обращает внимание особенность моторики. Начав ходить, ребенок еще долго сохраняет неуклюжесть движений, возникает трудность в овладении бегом, прыжками;
- расстройство навыков речи является еще одной важной характерной чертой. Речь при детском аутизме развивается с задержкой или не возникает вообще. Иногда она развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или полностью;
- «навязчивое желание однообразия» — некоторые аутичные дети предпочитают получать всегда одну и ту же еду, они могут настаивать на ношении одной и той же одежды или играть в одни и те же повторяющиеся игры. Их часто очаровывают вращающиеся игрушки. Если в окружающей обстановке происходят какие-либо изменения, то ребенок проявляет явные признаки дистресса (тяжелый стресс с отрицательными для организма последствиями);
- типичны также причудливое поведение и манерность. У некоторых аутичных детей наблюдается странное поведение, сопряженное с движениями. Например, ребенок кружится или раскачивается, постоянно теребит свои пальцы или хлопает в ладоши и т.п;
- ребенок не раскрывает содержание своего внутреннего мира, часто не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы;
- избегание контакта при аутизме проявляется тем, что ребенок в присутствии родных или, находясь в коллективе сверстников, как бы игнорирует окружающих, держится отстраненно и изолированно. Он не отвечает на вопросы, смотрит «мимо детей». Если и играет «около детей», то, по сути, остается в одиночестве, молчит или разговаривает сам с собой.
Наиболее распространенные опросники, используемые с целью диагностики РАС, а также отклонений развития: MCHAT-RF (см. Приложение 1), M-CHAT-RTM Follow-Up (см. Приложение 2).
M-CHAT-RTM
ФИО ребёнка ____________________________
Дата заполнения ____________________________
Дата рождения ___________________________
Степень родства ____________________________
Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребёнке. При ответах учитывайте, как обычно ведёт себя ребёнок.
Если Вы замечали у ребёнка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведёт, то, пожалуйста, ответьте “нет”. Пожалуйста, обведите в каждом вопросе “да” или “нет”. Спасибо.
1.Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребёнок смотрит на это? (Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребёнок смотрит на игрушку или животное?) |
Да Нет |
2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребёнок может быть глухим? |
Да Нет |
3. Ваш ребёнок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьёт из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?) |
Да Нет |
4. Вашему ребёнку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы) |
Да Нет |
5. Ваш ребёнок делает необычные движения пальцами перед его/её глазами? (Пример: Ваш ребёнок шевелит его/её пальцами около его/её глаз?) |
Да Нет |
6. Ваш ребёнок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на самолёт в небе или на большой грузовик на дороге) |
Да Нет |
7. Ваш ребёнок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолёт в небе или на большой грузовик) |
Да Нет |
8. Ваш ребёнок интересуется другими детьми? (Пример: Ваш ребёнок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идёт к ним?) |
Да Нет |
9. Ваш ребёнок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик) |
Да Нет |
10. Ваш ребёнок отказывается, когда Вы зовёте его/её по имени? (Пример: ребёнок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовёте его/её по имени?) |
Да Нет |
11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребёнку, он/она улыбается Вам в ответ? |
Да Нет |
12. Ваш ребёнок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: Ваш ребёнок кричит или плачет от таких звуков как шум пылесоса или громкая музыка?) |
Да Нет |
13. Ваш ребёнок умеет ходить? |
Да Нет |
14. Ваш ребёнок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней или одеваете его/её? |
Да Нет |
15. Ваш ребёнок пытается копировать то, что Вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издаёт смешные звуки Вам в ответ?) |
Да Нет |
16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите? |
Да Нет |
17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? (Пример: Ваш ребенок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит «смотри» или «посмотри на меня») |
Да Нет |
18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему\ей что-то сделать? (Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять «положи книгу на стул» или «принеси мне одеяло»?) |
Да Нет |
19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? (Пример: если он\она услышат странный или забавный звук, или увидят новую игрушку, он\она посмотрит на Ваше лицо?) |
Да Нет |
20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или побрасывают на коленях) |
Да Нет |
Количество баллов: ___________
Алгоритм подсчёта:
ответ «НЕТ» по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;
ответ «ДА» для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.
Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:
НИЗКИЙ РИСК: Количество баллов 0-2; если ребёнок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижению им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.
СРЕДНИЙ РИСК: Количество баллов 3-7; используйте дополнительное пошаговое интервью (второй этап MCHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. Если количество баллов M-CHAT-R/F составляет 2 и выше, то результат тестирования положительный. Рекомендованные действия: обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства. Если количество баллов этапа дополнительного пошагового интервью составляет 0-1, то результат тестирования отрицательный. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС. Ребёнок должен быть повторно обследован на будущих профилактических осмотрах.
ВЫСОКИЙ РИСК: Количество баллов 8-20; допустимо пропустить этап дополнительного пошагового интервью и немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.
M-CHAT-RTM Follow-Up Таблица Баллов
Пожалуйста, обратите внимание: “Да” и “Нет” заменены на “Соответствует” и “Не соответствует”
1.Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребёнок смотрит на это? (Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребёнок смотрит на игрушку или животное?) |
Соответствует |
2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребёнок может быть глухим? |
Соответствует |
3. Ваш ребёнок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьёт из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?) |
Соответствует |
4. Вашему ребёнку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы) |
Соответствует |
5. Ваш ребёнок делает необычные движения пальцами перед его/её глазами? (Пример: Ваш ребёнок шевелит его/её пальцами около его/её глаз?) |
Соответствует |
6. Ваш ребёнок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на самолёт в небе или на большой грузовик на дороге) |
Соответствует |
7. Ваш ребёнок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолёт в небе или на большой грузовик) |
Соответствует |
8. Ваш ребёнок интересуется другими детьми? (Пример: Ваш ребёнок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идёт к ним?) |
Соответствует |
9. Ваш ребёнок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик) |
Соответствует |
10. Ваш ребёнок отказывается, когда Вы зовёте его/её по имени? (Пример: ребёнок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовёте его/её по имени?) |
Соответствует |
11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребёнку, он/она улыбается Вам в ответ? |
Соответствует |
12. Ваш ребёнок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: Ваш ребёнок кричит или плачет от таких звуков как шум пылесоса или громкая музыка?) |
Соответствует |
13. Ваш ребёнок умеет ходить? |
Соответствует |
14. Ваш ребёнок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней или одеваете его/её? |
Соответствует |
15. Ваш ребёнок пытается копировать то, что Вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издаёт смешные звуки Вам в ответ?) |
Соответствует |
16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите? |
Соответствует |
17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? (Пример: Ваш ребенок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит «смотри» или «посмотри на меня») |
Соответствует |
18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему\ей что-то сделать? (Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять «положи книгу на стул» или «принеси мне одеяло»?) |
Соответствует |
19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? (Пример: если он\она услышат странный или забавный звук, или увидят новую игрушку, он\она посмотрит на Ваше лицо?) |
Соответствует |
20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или побрасывают на коленях) |
Соответствует |
Количество баллов: ___________
M-CHAT-R/F создан в дополнение к использованию M-CHAT-R, применяется для детей возраста 16 — 30 месяцев с целью оценки риска РАС. Использующим тест нужно знать, что даже с дополнительным пошаговым интервью значительному числу детей, у которых M-CHAT-R показал положительный результат, не будет диагностировано РАС; тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребёнка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.
После прохождения родителем M-CHAT-R подсчитываются баллы в соответствии с инструкцией. Если результат ребёнка оценивается как положительный, то используется дополнительное пошаговое интервью для тех пунктов M-CHAT-R, в которых ребёнок не соответствует требованиям. Только те элементы, в которых нет соответствия, включаются в полное интервью.
Каждая страница интервью соответствует одному пункту M-CHAT-R. Следуя по блок-схемам, задавая вопросы до достижения «СООТВЕТСТВУЕТ / НЕ СООТВЕТСТВУЕТ» («ДА»/»НЕТ»), следует иметь в виду, что родитель может дать ответ «возможно» во время интервью. Когда родитель даёт ответ «возможно», необходимо уточнить у него, что ближе «да» или «нет», и продолжть интервью в соответствии с данным ответом.
В тех местах, где предусмотрено отдельное пространство для ответа «другое», интервьюер должен использовать своё суждение, чтобы определить, является ли это единичной реакцией или нет.
Оценивается каждый пункт в опроснике M-CHAT-R/F (который содержит те же элементы, что и M-CHAT-R, но «Да / Нет» заменены на «Соответствует / Не соответствует»).
Результат интервью оценивается как положительный, если ребёнок в дополнительном пошаговом интервью по любым двум пунктам набирает «Не соответствует». Если ребёнок оценивается положительно по результатам M-CHAT-R/F, то настоятельно рекомендуется обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства как можно скорее. Если медицинский специалист или родитель имеют опасения относительно РАС, то дети должны быть направлены на диагностику независимо от результатов M-CHAT-R или M-CHAT-R/F.
Подготовил Скроцкий А.Ю.